Сегодня у меня на блоге заключительная часть расследования Татьяны Ткаченко «Хан ван Меегерен. Быть или не быть…»
Я вновь предлагаю вам вернуться к личности ван Меегерена и узнать как этот человек «докатился» до жизни такой, как из простого «парня» он превратился в великого фальсификатора? Лично у меня сразу возник образ непризнанного гения, человека влачившего жалкое существование, потому, что никто, ну, никто не понимает, что он талантлив. И как же я была удивлена, когда прочла о том, что Хан ван Меегерен был признан еще в студенческие годы. Победа в студенческом конкурсе приносит ему некоторую известность, но пока еще в пределах Делфта. А в 1916 году…

Впрочем, все по порядку. Хан был очень целеустремленным ребенком, уже с детства он выбрал свою будущую профессию, и стремился к ней всей душой, посвящая работе все свое свободное время и прихватывая даже то время, что было отведено на другие уроки. Но, когда настало время покинуть школу, юноше, по настоянию отца, пришлось поступить в Технический колледж в городе Делфт, специализируясь на архитектуре.
Однако, упорный герой нашего повествования, параллельно осваивает живопись в Школе искусств. Действительно упорный и целеустремленный юноша, тогда же он пишет свои первые картины и совершает попытки продать их, ему это удается, но денег много они не приносят. На семью их явно не хватает.

Вас удивляет, что я пишу о том, что именно на семью нет денег? Это не описка, все дело в том, что на старших курсах колледжа, молодой человек женится на Анне Воохт (Воогт) и у них появляется ребенок, мальчик Жак, а потом и девочка Паулина. Жить становится намного труднее. Хотя жена стойко переносит скудное существование и терпима к живописным поискам своего мужа, с него, Хана не сняты обязательства по материальному обеспечению семьи.
Но не смотря на все трудности и преграды, после окончания колледжа Хан ван Меегерен решает поступить в Академию искусств, где уже в 1914 году художник получил ученую степень. Вот уж, перед кем открыты любые врата!!! В 1916 году прошла персональная экспозиция работ самого ван Меегерена и картины подписаны его собственной рукой и подписью. У нашего героя открылся редкий талант, он мог стать великолепным художником-анималистом. Его «Олень» до сих пор воспроизводится во многих учебниках по рисунку.

В семейной жизни возникают проблемы, и Хан начинает пить. Вы скажете, что именно этот момент и стал поворотным в судьбе художника. Не так все просто. Молодой художник занялся реставрацией старых полотен, это оказалось доходным делом. Один случай убедил Хана ван Меегерена, в том, что старые полотна пользуются спросом и отличить подлинник от подделки не так уж просто. Вот она новая ниша!!!
Стоит отдать должное ван Меегерен был умным человеком и не кинулся подделывать абы кого, нет. Он долго и упорно искал художника, у которого было бы много белых пятен в биографии и … Он находит такого художника, им оказывается Ян Вермеер. Далее следуют технические трудности. В первую очередь должен быть холст, соответствующий выбранному времени. Это тоже оказалось не так уж трудно преодолеть. Ван Меегерен находит картины малоизвестных художников, не блещущих талантом, и очищает холст от краски. После этого следует доскональное изучение творчества выдающегося художника, манера письма, передача света и т.д.

Что характерно, Хан ван Меегерен никогда не копировал уже созданные картины, а писал абсолютно новые, со своим сюжетом и выдавал их за утерянные холсты Вермеера. Его мастерская напоминала настоящую химическую лабораторию, которая позволяла ему создать особые краски, способные «засыхать» в течение 2 часов, после чего их не мог “взять” ни один растворитель. Помимо этого в печи он сушил лак на картинах, так, чтобы образовались характерные для «прожитых» картиной лет, кракелюры, т.е. трещинки, которые он заполнял черной тушью. Но и это еще не все. Ведь картину надо было представить на комиссию и не просто так, а должна быть правдивая история о том, как произведение столь великого автора было найдена. И тут Ван Меегерен справился на отлично. После первой картины названной «Христос в Эммаусе», признанной лучшей картиной Вермеера, родилось целое направление библейских картин великого Яна Вермеера. Выбор сделан. Художник Хан ван Меегерен исчез, а появился удачливый и успешный ценитель искусств.

После Вермеера последовали картины Франса Хальса (1 картина), Герард Терборх (1 картина) и вновь Вермеер.
Что за этим произошло в жизни художника, вы, наверное, догадываетесь. Наш герой стал богатым человеком. В это время он разводится с женой и женится во второй раз. Но эта женитьба не изменила образа жизни художника, я имею ввиду, его пристрастие к алкоголю. Наоборот, после свалившейся славы и богатства не молодой уже повеса не раз был замечен в компании натурщиц и пристрастию к морфию.
В 1938-1939 годах, он “копирует” 2 картины Питера Хоха, но потом вновь возвращается к Вермееру и пишет картину “Христос и грешница”, которую в последствие, как вы помните, продал Герингу. Продуктивность маэстро совершенно не зависела от его пристрастий, он создавал картины практически постоянно, о чем свидетельствует количество живописных полотен написанных им в период с 1939 по 1943 г.г., в общей сложности их было 13 произведений, со своим новым сюжетом.

Что за всем этим последовало, вам уже известно. В 1945 году фальсификатор был разоблачен, посажен в тюрьму за мошенничество и закончил он свою жизнь, будучи известным мастером уникальных подделок. Картины его, и посей день, выставляются в разных уважаемых музеях, как самостоятельные произведения художника ван Меегерена. Увы, после своего признания как великого мастера своего дела, живописец прожил всего два года и толком, так и не насладился своей славой. В заключении могу сказать, что жизнь сделала новый выбор, и перед миром появился вновь художник Хан ван Меегерен, который занял собственную нишу в искусстве. На сегодняшний день он единственный непревзойденный фальсификатор гениальных мастеров своей эпохи, таких как Ян Вермеер, Питер де Хох, Герард Терборх и Франс Хальс
Занятный фильм о влиянии общественного мнения на наши ощущения
Интересная история гениального человека. Большие деньги никого ещё пока по настоящему счастливым не делали.
По моему – немного спорное заявление. Отсутствие денег может сделать человека более несчастным. С появлением больших денег появляется больше возможностей, вот если только это не нарушает внутреннюю гармонию и человека не уносит “к звездам”
Я тоже считаю, что богатство помеха, как впрочем, и бедность, только в том случае, если у личности нет нравственного стержня. Наличие больших денег позволяет человеку ярче раскрыть свой потенциал, как положительный, так и отрицательный.
На него же эти деньги не свалились, как, к примеру, на некоторых отпрысков, рожденных в семье олигархов, а он их заработал, хоть и не совсем честно, но сколько картин-то он нарисовал великолепных!
Интересная биография и рассказ о талантливом художнике и его пороках. И все же талант превзошел все, время все рассудило и расставило на свои места и мы с удовольствем любуемся полотнами великого творца, пусть даже и при жизни бывшего фальсификатора.
Признаться честно, я не знала этой истории с фальсификацией Меегерена, но было любопытно почитать его историю
Мне понравилась яркая характеристика – единственный непревзойденный фальсификатор гениальных мастеров своей эпохи! 🙂 Звучит…
Я даже не знаю какой другой титул можно ван Меегерену дать? ;)))
Что есть, то есть. Вы только вдумайтесь, а он ведь действительно единственный, не вообще, конечно. Фальсификаторов много. Он единственный кого приняли в мир “Великих…”.
Если он сам был художником, то зачем он подделывал картины? Можно же и самому прославиться!
Диляра, так Татьяна же в статье все подробным образом рассказала – почему?
Возможно, я не сделала акцент на этом моменте. Он действительно был талантливым художником, но в то время реализм не был в предпочтении, а именно ему отдавал дань наш герой, т.е. выбранное художником направление не было в моде. А еще, зная по-своему опыту, могу сказать, что в мире искусства очень трудно пробиться, вначале надо умереть, а потом прославиться. Что, практически и произошло с ван Меегереном.
Татьяна, как это вы по своему опыту это знаете? 😉
Язва :)))
Вот это настоящий талант – не просто скопировать, а от лица кого-то создать что-то новое да еще и найти как преподнести это миру ))) В художественной литературе в последнее время часто мелькает этот сюжет, надо было предполагать, что для его создания были реальные предпосылки )))
Думаю, ван Меегерену, кроме меркантильного интереса, было скучно просто скопировать кого-то, а тут интрига как закручена…
Интерес к созданию новых картин великих мастеров у Меегерена был, это не оспоримо, суть в том, что в современном мире многие картины учтены и “подсчитаны”, находятся в музеях или частных коллекциях и создать что-то, что уже есть очень рискованно. Последующий, даже маленький скандал мог художника скомпрометировать, даже, если бы ничего не смогли доказать. Именно поэтому мудрый ван Меегерен нашел художника с большими “пробелами” в биографии. Беспроигрышный вариант. Если докажут, что это не Вермеер, например, то он эту картину нашел, например на чердаке какой-нибудь фермы, он-то не выдавал их за картины принадлежащие лично ему. И соответственно репутации не будет нанесен ущерб.
Невероятно всё продумано было у ван Меегерена, вплоть до мелочей.
Спасибо за рассказ. А где сейчас его, скажем так, картины?
Ну, почему же “скажем так, картины”? Они и есть картины, а хранятся и в музеях, и в частных коллекциях
Я знала эту историю. Но о судьбе картин не читала. И как поняла вы тоже не в курсе? А титул уют его как – художник, портретист, фальсификатор.
Картины художника находятся в частных коллекциях и музеях, я об этом писала во всех трех статьях, особенно во второй. На аукционах, живописные работы мастера продаются очень дорого, не могу вам написать точную цифру, но думаю, что нам они точно не по карману.
А в каких музеях? Вы написали об одной в Гаагском музее. Что все остальные в частных коллекциях? Жаль что я н не знала о выставке его работ. И не могу найти где я писала, что у меня есть желание купить эти работы. Но увидеть было бы очень интересно.
Я думаю, что при определенном желании, в интернете можно найти все. Я не ставила своей задачей узнать, где поименно находятся все картины ван Меегерена, как, впрочем и Вермеера, речь не об этом в статье. Если у вас будет желание продлить мои статьи и написать о судьбах его всех картин, то лично я буду только рада, надеюсь и Эллина тоже. Удачи вам!
Речь была не о покупке, как таковой, а о том, что картины ван Меегерена “крутятся” в таких кругах, куда простому человеку вход заказан. Это написано, образно, не более того.
Спасибо. Я просто думала, что вы знаете. Я давно интересуюсь историей искусства. Но вот чего нет, это писательского таланта. И вам удачи.
Ирина, в Роттердаме, в музее Бойманса (Museum Boijmans) порядка 10 картин ван Меегерена.
Эллина, спасибо большое. Также спасибо за ваш сайт. Нашла совсем недавно. А здесь столько интересной и познавательной информации.
Спасибо, Ирина, мне жутко приятно 🙂 А, Вы тоже в Голландии живете?
Эллина, здравствуйте. Мы посетили таки музей Boijmans. Как оказалось … там представлена только одна из картин Меегерена. Посмотрели сайт … и в каталоге сайта музея только эта картина. 10 картин так к сожалению не было. И данная картина не произвела впечатления. Возможно, что висит она не в зале, а что-то вроде коридора и соответсвенно освещение уже не то. Нас, честно говоря, удивило…как можно “приписать” это Вермееру. Все другое. К тому же Вермееру практически не писал картин на библейские сюжеты. Но я не искусствовед.))
Ирина, Вам можно только позавидовать, я до музея Boijmans все никак не доеду… Про 10 картин – эту инфу я нашла в интернете, сейчас уже не вспомню где. Сорри, за дезинформацию…
Эллина, посещение музея … )) не повод для зависти. Кстати, под картиной написано, что директор музея был экспертом по творчеству Веермеера. И теперешние эксперты недоумевают, как он мог так обмануться. Все другое…техника написания, больше темных тонов и т.п. Не могу судить, увидев только одну картину.
(рядом в Kunsthal проходит выставка посвященная Фильмам о Джеймсе Бонде до 8 февраля. Любопытно.Народу много.)
Я белой завистью 😉
Надо же, про директора прикольно, но ведь он не один картину Меегерена оценивал, там целая коллегия экспертов собралась… Спасибо за наводку про Kunsthal! А, прямо очередь в него?
жизнь художника всегда интригует! не слышала эту историю, интересно!
Рада, Елена, что для вас это открытие, значит вам, есть чему удивляться!
Очень интересно было прочитать продолжение рассказа о Хан ван Меегерене. Это действительно великий комбинатор, фальсификатор и талантливый художник. Жаль, что столь великие люди часто становятся жертвой пагубных привычек, наркотики, алкоголь, что ни к чему хорошему не приводит. Замечательно, что художник переняв стиль Вермеера пишит не копии с его картин а новые картины, иммитируя работу мастера.
Именно в этом и главная “заслуга” фальсификатора, он не плагиатор.
Татьяна, с таким талантом, которым обладал Хан ван Меегерен просто грешно было стать простым плагиатором, делающим только копии.
Вот какой путь выбрал себе талантливый художник! В фальсификации он занял первое место, и денег подзаработал, наверно, к этому он стремился. Выбор делал он сам! Очень интересная история!
Талант на лицо, как он все скурпулезно изучил и картины профессионально написал, даже экспертов за нос провел
Конечно, выбор он сделала сам, не под дулом пистолета, но при желании много заработать здесь и сейчас.
Что ж, у каждого свой путь и в искусстве тоже. Если это была его страсть, значит он нашел дело по душе.
Страсть, конечно, было, но меня больше удивляет сколько он вложил своего труда в изучение стиля письма художников, поиски рецептов красок и способе состарить картины. Не все так просто было
Каждый сам себе выбирает свой путь и судьбу. Творческие люди порой часто воруют чужие творения, либо идеи.
Вопрос реализации и пиар-агента крутого 🙂
Мне кажется, ван Меегерен очень творчески подошел к процессу воровства идеи 😉
А трудяга какой, еще поискать такого надо, вы только вдумайтесь, он работал не на свою славу (которую в конце концов заслужил), а славил имя, известного уже, великого Вермеера.
Татьяна, но ведь и причина этого была весьма меркантильная…
Мог бы стать великим художником-анималистом. А стал великим шулером. Но все равно – ВЕЛИКИМ!
Знакома с этой историей. Спасибо за интересную подачу материала. С удовольствием все почитала. Интересны и комментарии.
Очень интересная история. И правда, талант у него огромный. Смотрю на его оленя и поражаюсь, такие линии незаметные, растушевка карандаша (или чем он там ее делал?), а картинка получалась просто великолепная, четкая и реалистичная.
Не даром она в учебниках печатается
Очень интересно было почитать! Спасибо Татьяна и Эллина! По-настоящему талантливый человек талантлив во всем! Вот и Меегерен – талантливейший художник и авнтюрист! Жаль, что пристрастился к алкоголю и наркотикам. А картины восхитительны!
Спасибо Татьяне! Мне тоже было интересно узнать эту интригующую историю голландского Остапа Бендера
Олененок чудный. Жаль, что этому таланту не дали возможность зарабатывать честным путем.