Сегодня, мы узнаем продолжение детективной истории Татьяны Ткаченко о голландце по имени Хан ван Меегерен и получим ответ на вопрос: кем был этот великий комбинатор?
Итак, мы остановились на том, что герой моего повествования был взят под стражу и грозил ему либо большой срок заключения, видимо пожизненный, или смертная казнь. Бедняга стоял перед выбором. “Каким?” – спросите вы. Для тех, кто не знает этой истории, интрига только начинается… Ведь выбор был не простой, либо надо было сесть в тюрьму, либо сказать правду. Именно это и сделал Хан ван Меегерен: на суде он сообщил, что все проданные фашистам картины были подделкой. Увы, ему не поверили!!! Ведь картины неоднократно проверялись специалистами, виртуозами в своем деле, а тут фальшивка? Да, как он смеет!!!

Признание арестованного сочли бы ложью, но неугомонный художник отважился доказать подлинность своих слов. Как же он это сделал? Очень просто (так он думал), первое – он предложил обыскать свою виллу во Франции, где хранились эскизы к его работам, второе – он потребовал доскональной экспертизы и третье -он рассказал, как создавал масляные краски, как состаривал картины. В ответ он слышал: – «Это невозможно, быть такого не может, глупости это все». И тогда заключенный прибег к последнему аргументу, сообщив суду, что он готов на глазах у судей создать очередной шедевр Вермеера. Судьи были озадачены…
Ван Меегерена выпустили под залог, но тут восстали эксперты, ведь, если выяснится, что представленные на суде картины подделка, то это не что иное как признание своей несостоятельности. Поэтому было принято решение провести не что иное, как следственный эксперимент, ранее предложенный узником.

Голландское правительство арендовало дом, в котором временно поселили арестованного, в мастерскую были доставлены кисти и краски, а так же другие необходимые материалы и дана возможность написать копию «Христа в Эмманусе». Но тут воспротивился фальсификатор, сообщив, что копию может создать любой опытный художник. Им было принято решение, написать новую картину Яна Вермеера.
За шесть недель (по другим источникам – за несколько месяцев) Хан ван Меегерен написал очередную подделку, естественно, что работа велась под строгим наблюдением охранников и особенно экспертов. Созданное им творение полотно – «Молодой Христос в храме среди учителей». Что интересно, очевидцы, наблюдавшие за этим процессом, были поражены работой мастера. Им руководил не страх за свою жизнь, а подлинное, неиссякаемое вдохновение, азарт творца, лицо его светилось, а из-под кисти выходил новый «шедевр Вермеера», седьмой по счету.

Итак, Хан ван Меегерен был признан фальсификатором, а созданные им картины подделками? Не все так просто. Заключенный практически руководил экспертами в поиске доказательств: полотна просвечивали рентгеном и, действительно, находили на холстах ранее нанесенные изображения. Мастер своего дела просто соскабливал краску со старых полотен и потом употреблял их в «дело». Эксперты установили, что предоставленные им на экспертизу работы могли быть созданы рукой одного художника, но не было ни одного заключения о том, что Хан ван Меегерен – именно фальсификатор. В конце концов, на кону была не только жизнь заключенного, но и честь, и профессионализм экспертов.

Судили Хан ван Меегерена за мошенничество и дали один год тюремного заключения, но даже этот вердикт не был полноправным, сам художник никогда не утверждал, что это были полотна Яна Вермеера, ведь он не эксперт, а всего лишь поставлял их на рынок, где подлинниками их считали только после экспертизы. Что это значит? А то, что, с его стороны не было мошенничества. Как все запутано!!! Видимо приговор был вынесен, чтобы «зло» было хоть как-то наказано.
Ван Меегерен был настоящим гением подделок, им были созданы специальные краски, которые затвердевали так сильно, что их нельзя было «размочить» ни одним растворителем. В печи он состаривал свои произведения, подкрашивая кракелюры тушью, имитируя тем самым многовековую пыль времен. Масса приемов и техник использовалась мастером, но и это не все, он собирал антикварную утварь, которую использовал на «картинах Вермеера», работы старых мастеров, чтобы использовать холсты. Да, это был настоящий творец, «влюбленный» в свое дело.

Вот так, свершилась мечта всей его жизни, он знаменит!!! Но наслаждался славой он не долго, 26 ноября 1947 года, великий фальсификатор умер от инфаркта, видимо не смог пережить того великого счастья свалившегося на его не молодые плечи. Его имя в отличие от имени Яна Вермеера не было забыто, многие картины его находятся в частных коллекциях и музеях.
Так «Христос и грешница», с указанием имени автора хранится в Государственной коллекции в Гааге, а не так давно, в роттердамском музее Бойманса, была устроена персональная выставка Хана Антониуса ван Меегерена, на которой посетителей было столько, что гениальный Ян Вермеер и мечтать не мог. Увы, пути Господни неисповедимы…
Видимо каждому из нас интересно, как великий комбинатор докатился до такой жизни? Но, об этом я напишу свою следующую статью.
Эллина, замечательная детективная история о Хане ван Меегерене. Потрясающе, он создавал настоящие шедевры, например, Молодой Христос в храме среди учителей. Но вот интересный момент: чтобы получить чистый старый холст, он уничтожал картины старых мастеров? За это его никто не осудил? Какая запутанная история!
В данном случае, имеются ввиду мастера незначительного таланта, ведь были и такие “писаки” и их куда больше, чем по-настоящему гениальных маэстро!
Я тоже подумала, что вряд ли ван Меегерен “портил” полотна великих мастеров
Поистине неисчерпаемый талант… А какую же кропотливую работу ему приходилось проделывать… Не многие из представителей рода человеческого способны на такую усидчивость… я – потрясена!
У ван Меегерена была цель, даже две – меркантильный интерес и талант художника. Вот, только поставил он не на ту лошадку, хотя…
Да, по-настоящему детективная история. И ведь талантливый комбинатор! Смог то, что не под силу очень многим людям.
О, да! До этого никто не смог додуматься, но самое интересное, как он провел экспертов!??
Отличная, захватывающая история! А по поводу:”но самое интересное, как он провел экспертов!??” – это не единичный случай.
Я как-то читала про китайцев – великих имитаторов старинного фарфора, рисунков тушью и прочих китайских древностей. Это потрясающе – эксперты не могли отличить имитации от подлинных работ! Там создана государственная служба, цель которой разрабатывать новые, всё более совершенные технологии экспертизы. Но мошенники тоже постоянно заняты разработкой новых способов имитаций и пока идут на шаг впереди!
Про китайцев – забавно 🙂 Это ж каким талантом надо обладать, чтобы так подделывать, заводя экспертов в тупик 🙂
Вообще, я восхищаюсь любым талантом. Как ни странно, великие злодеи – это тоже талантливые люди… А это очень даже огорчает… Хотя… Ведь, если бы не было в мире борьбы со злом, разве благополучие снова не родило бы злодейство… Странная эта жизнь человеческая…
Согласна. Этот человек по своему, очень талантлив. Да, он комбинатор, жулик. Но его еще никто не смог переплюнуть. Никто не смог сделать то, что сделал он.
Удивительно то, что художник Ян Вермеер, которого подделывал Меегерен, был забыт на довольно продолжительное время, а имя Меегерена будоражит умы людей до сих пор
Человек с двумя сторонами личности. В принципе и мы не идеальны.
Желание Меегерена прославиться вылилось в своеобразную форму, но его таланом нельзя не восхищаться
Хан ван Меегерен, это голландский Остап Бендер, хотя конечно тут творческая фальсификация производилась, и немного не сравнимы эти люди, хотя я так понимаю оба являются Великим комбинаторами, хотя Бендер, это только вымышленый герой. Талант Меегерена поражает, ведь в принципе подделать подлинник, так чтобы никто не мог отличить, это не легче чем его написать в оригинале. Поэтому, если профессионализм Меегерена не уступал Вермееру, я считаю, что он должен быть также известным. Другое дело, что Вермеер писал картины от свого лица, а Меегерен делал копии. Интересно, а другие работы, автором которых являлся Меегерен являются стольже художественными шедеврами?
Думаю, что да, раз они находятся в музеях и частных коллекциях
Конечно никто не знает, смог бы Меегерен стать настолько популярным если бы он писал свои картины и не писал копии Вермеера. Меня поражает искусство, талант человека, который опытным путем создает шедевры и такие копии, что отличить от оригинала не может даже самый лучший эксперт.
Пожалуй, что так и есть, Меегерен прославился сначала за счет чужой славы, но не будь у него таланта, о нем давно бы уже забыли