Гений или злодей?

Дорогие читатели, сегодня у меня на блоге гостевой пост, а именно – статья Татьяны Ткаченко о голландце, имя которому Хан Ван Меегерен. Никогда о нем не слышали? Довольно неординарная личность, но, лучше об этом расскажет Татьяна…van_meegeren
После разгрома нацизма наступила пора поиска утраченных шедевров. Одним из таких мест были соляные копи, где сам Герман Геринг спрятал свою коллекцию награбленных произведений искусств. Все найденное было бесценно! Естественно начался поиск, а вернее расследование каким образом шедевры попали в руки нацистов. Так, в 1945 году, капитан Гари Андерсон (американец) обнаружил подлинник Яна Вермеера «Христос и судьи» (из других источников, это была картина «Христос и грешница») и, к счастью для нас, американцу не составляло труда найти того, кто продал шедевр нацистам, а именно самому рейхсмаршалу Герману Герингу.
Но, немного вернемся в военные годы, для того, чтобы коснуться того, каким образом подобные картины попадали в руки нацистов. Предвидя ваш ответ, конечно, я соглашусь с тем, что многое было награблено, но это не единственный источник поступления шедевров в закрома нацистов. Дело в том, что в Германии, во времена фашизма, существовала целая организация, которая занималась поиском антиквариата, живописных работ и других произведений искусства. В нее входили настоящие следователи-сыщики, такие как, например Вальтер Хофер. Одним из посредников последнего был Ван Страйвесанде, купивший у Хана Ван Меегерена картину «Христос и судьи».

Картина "Христос и судьи", фотография с сайта www.omskman.ru
Картина “Христос и судьи”, фотография с сайта www.omskman.ru

Гонения на коллаборационистов уже начались, и герою нашего повествования грозила смертная казнь через повешение или большой срок заключения, доподлинно не известно, но я лично склоняюсь к смертной казни. Объясню почему: дело в том, что Хан Ван Меегрен продал не одну картину, а как минимум штук 8, на сумму около 8 миллионов гульденов (если быть абсолютно точной, то сумма составила 7 254 000 или, соответственно, 25-30 миллионов долларов). В 1940 году, одна только картина «Христос и судьи», принесла ему рекордную сумму в 1 600 000 гульденов. Стоит признать, что на момент продажи картины, Ван Меегрен не подозревал, что связался с нацистским приспешником.
Между тем, новость о появлении неизвестного полотна Вермеера, стала известна банкиру из Баварии Алоису Мидль, о чем он незамедлительно поспешил сообщить охотнику за шедеврами Вальтеру Хоферу. В 1943 году, Ван Меегерен продает ещё одну картину гениального художника – «Христос и грешница». Он получает за нее 1 000 000 гульденов, оставаясь все в том же неведении, какое сокровище попадает в закрома Герману Геринга. Коммерческая деятельность Ван Меегрена заканчивается тем, что в мае 1945 года, его заключают под стражу.

Картина "Христос и грешница", фотография с сайта www.omskman.ru
Картина “Христос и грешница”, фотография с сайта www.omskman.ru

Почему я решила написать об этом голландце и что представлял он из себя: предатель Родины, «разбазаривший» достояние страны в угоду нацистам или…? Прежде чем судить, давайте разберемся.
К началу войны, Хан Ван Меегрен уже слыл успешным ценителем искусства, которому удивительно везло в жизни. Так, к примеру, в 1932 году он обнаружил полотно, под названием «Дама и кавалер», созданное Яном Вермеером, а немногим позже, в одном из частных собраний, «всплыла» другая картина великого мастера – «Христос в Эммаусе». Хочу сразу уточнить, что к тому времени, а это 30-е годы прошлого столетия, талант Яна Вермеера был открыт чуть менее ста лет (1866 год), а музеи Нидерландов насчитывали не так уж и много работ голландских мастеров. Шедевры великих голландцев хранились в Ватикане, Эрмитаже, Лондоне, Париже, но в стране, породивших таких гениев как Рембрант, Франс Халс, ван Дейк, Питер де Хох и конечно, Ян Вермеер, их картины были представлены единичными, порой не лучшими их работами. Вполне естественно, что такая «ущербность» воспринималась культурной прослойкой страны довольно болезненно.

Картина "Тайная вечеря",  фотография с сайта www.omskman.ru
Картина “Тайная вечеря”, фотография с сайта www.omskman.ru

Именно поэтому, появление неизвестных картин Вермеера было воспринято голландской общественностью, как возможность восполнить отсутствие полотен национальных знаменитостей. Вермеера и поныне считают «художником художников», его гениальность была признана практически всеми специалистами, известными в этой области искусства. Картины, обнаруженные Ханом Ван Меегреном, прошли экспертизу и получили подтверждение того, что это живописные работы кисти Яна Вермеера.
К слову сказать, эти картины были не последними находками Ван Меегрен, он нашел еще несколько полотен великого голландца, такие как: «Омовение ног», «Исаак, благословляющий Иакова», «Тайная вечеря». В основном, картины были проданы в государственные галереи и, успешный голландец стал не только богатым, но и почитаемым деятелем культуры. Практически, в то же самое время, его собственные художественные и графические работы, нашли свое признание. Дело в том, что Хан Ван Меегрен был художником, а вот, насколько талантливым вы узнаете из следующей моей статьи “Великий комбинатор“.
TEXT.RU - 100.00%

21 thoughts on “Гений или злодей?”

  1. Господи, хоть бы раз в жизни найти полотно работы кисти Яна Вермеера. А я только 100 рублей недавно в снегу нашла. Тоже не плохо. Но МАЛО!

    Reply
  2. Что творилось в эту страшную войну! Происходит просто какой-то парадокс: фашисты – убийцы, варвары, разрушители, и в то же время – ценители искусства? Или просто запасались дорогими раритетами? Скорее последнее.

    Reply
    • Валентина, во время войны не только воюют, но и очень много – воруют. И так было всегда. В любые века и времена.

      Reply
      • Я бы, Аннушка, сказала не воруют, а в буквальном смысле грабят, причем глобально!!!

        Reply
  3. Да, Анна, совершенно верно. Но если в старые времена воинов-наемников привлекали к войне тем, что после захвата города они могли 3 дня его грабить, то в последней войне старались с мародерами бороться и наказывать их, как показывают в кино.

    Reply
    • Валентина, мне кажется, что парадокс на лицо – так называемая верхушка Вермахта, отдающая приказы об уничтожении миллионов ни в чем не повинных людей, в “свободное” от военных действий время, развлекалась созерцанием великолепных произведений искусства

      Reply
    • Ну, в кино показывают одно, а в жизни все то же и так же, как было и 400, и 1000 лет до этого. Мародерство. Последняя “хорошая война” Америки с Ираком показала, что ничего в мире не меняется. Опять американские “освободители” грабят музеи.

      Reply
  4. Эллина и Татьяна, у вас каждая статья – это продолжение предыдущей, читаешь, как сериал захватывающий (о, кстати, Санта-Барабара тут тоже была) 🙂 Уже столько мы знаем о Голландии, ее великих людях и искусстве благодаря вам!

    Reply
    • Да, точно, настоящая Санта-Барбара получилась 🙂 Но, дальше еще интересней будет 😉

      Reply
    • Да, Татьяна начала серию рассказов и так увлеклась, что уже остановиться не может. Видно, ей немножко надоело на своем блоге поделки делать.

      Reply
      • Анна, просто Татьяне, как человеку творческому, уже тесно в рамках вашего блога, вот она и ищет себя в другом амплуа – гениального сыщика 🙂

        Reply
  5. Что только не творится во время войны. Страшно подумать.

    Reply
  6. главное, что эти шедевры не пропали… в войну все с ног на голову и в это время мало что ценят не ценят и саму жизнь..

    Reply
  7. Очень важно, что во время войны эти шедевры творчества талантливого художника Яна Вермеера не были уничтожены. Ведь они могли бы попасть под горячую руку или просто сгореть. Хорошо, хоть благодаря таким людям как Хан Ван Меегрен, каким бы он не был посредников нацистов, хоть за это спасибо.

    Reply

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.