Голландское чудо света

Представьте себе, что приехав в Нидерланды, вы пошли в магазин за продуктами и вдруг с удивлением обнаружили, что ваши ноги мокрые, а вокруг, как в той песне “Водааа, водааа, кругом водааа…” Скажете, что за странная фантазия? А, ведь с учетом того, что порядка 60% голландского Королевства подвержено затоплению (из которых 29% и вовсе находится ниже уровня моря), такое вполне себе возможно. К счастью, в XX веке, в Нидерландах был воплощен в жизнь План Дельта или Deltawerken, который по мнению американских инженеров, можно смело назвать одним из семи современных чудес света.

Штормовой барьер Oosterschelde с высоты птичьего полета, фото с сайта siebeswart.photoshelter.com
Штормовой барьер Oosterschelde с высоты птичьего полета, фото с сайта siebeswart.photoshelter.com

Штормовой барьер Oosterschelde-13

Что же такое Deltawerken? Это уникальный по своей масштабности проект, состоящий из целой серии огромных плотин и гидросооружений, которые предназначены защищать низменные районы страны, расположенных в провинциях Южная Голландия, Северный Брабант и Зеландия от разрушительной силы моря – штормов, приливов и наводнений.
Благодаря этому проекту – шанс повторения трагедии, случившейся февральской ночью 1953 года, снизился до 1 раза в 4000 лет. В ту ночь, в Нидерландах, произошло катастрофическое по своим размерам наводнение – 200 000 гектаров земли оказались под водой и почти 2 000 человек погибли.

Штормовой барьер Oosterschelde-6 Штормовой барьер01

Побывать в Зеландии и не посетить самый крупный в мире штормовой барьер Oosterschelde (Восточная Шельда), гениальное воплощение инженерной мысли, было бы непростительно. Одна только сумма, в которую обошлось его строительство, может обескуражить – 2,5 миллиарда евро! Ничего себе транжиры… Можно подумать, что барьер строили из золота… Ничего подобного, все как обычно – бетон и сталь, и даже бюджет не “распилили”. 😉 Но без оригинальности все же не обошлось.

Штормовой барьер Oosterschelde-10Штормовой барьер Oosterschelde-08

Изначально, планировалось просто перекрыть часть дельты обычной дамбой, чтобы блокировать море, в результате чего образовалось бы пресноводное озеро. Но, хотя безопасность и была приоритетом, экологи и рыбаки забили тревогу: что случится с богатой экосистемой дельты – подводным миром и наземными обитателями дикой природы – после приведения плана в действие? Все было бы утеряна безвозвратно, а фермы по разведению мидий и устриц потерпели бы материальные убытки, которые в свою очередь сказались на экономической ситуации во всем регионе…

залив залив Oosterschelde

И тут у голландских гидроинженеров возник тот самый альтернативный план, который смог решить проблему: поддерживать уровень моря под контролем и, в то же время, сохранить естественную среду обитания для сотен видов флоры и фауны. Штормовой барьер, длиной 9 километров, сделан из бетонных свай с 200-летней гарантией и весом 18 тонн каждая, между которыми вмонтированы огромные стальные двери, шириной 45 метров. В обычном режиме, двери открыты и вода из моря спокойно проходит сквозь плотину, а при возникновении риска наводнения, во время весеннего паводка или при сильном шторме, двери закрываются. Ге-ни-аль-но!

Сваи штормового барьерамельницы-01

Штормовой барьер Oosterschelde был официально открыт 4 октября 1986 года, где королева Беатрикс торжественно объявила о том, что План Дельта завершен. Правда, спустя немногим более десяти лет, 10 мая 1997 года, она сделала это заявление еще раз, во время открытия штормового барьера Maeslantkering, выполненный в виде двух подвижных перегородок, призванных защищать Роттердам и способных выдержать шторм силой в 10-12 баллов.

Maeslantkering, фото с сайта www.omroepwest.nl
Maeslantkering, фото с сайта www.omroepwest.nl

Кстати, подобная конструкция дамбы есть и в Санкт-Петербурге, которую открыли в 2011 году. Она удерживает воды Финского залива, спасая город от ежегодных межсезонных наводнений. Подробнее об этом можно почитать на “Блоге о самостоятельных путешествиях”, в статье “Петербургская дамба простыми словами“.

Дамба в Санкт-Петербурге, фото с сайта metro2033.ru
Дамба в Санкт-Петербурге, фото с сайта metro2033.ru

Хотя, наверно и не важно, сколько раз такое заявление было или будет сделано, важно то, что голландцы в очередной раз приручили дикую энергию моря, по крайней мере, именно это они хотят слышать от тех служб, которые занимаются надзором за дамбами в Нидерландах.

Штормовой барьер-02

TEXT.RU - 100.00%

66 thoughts on “Голландское чудо света”

  1. Спасибо, Эллина! я прямо ждала эту статью!:) очень подробно и наглядно все!

    Reply
    • Наталья, интересно, а почему? Я тебя успокоила на счет защиты от наводнения? 😉
      P.S. Кстати, скинь, пожалуйста, ссылку на твой сайт в “обратную связь”

      Reply
      • ха-ха))) ну,конечно, прочитав и поспокойнее стало жить в одной из приморских провинций Голландии…а вообще я ждала эту статью,т.к. ты всегда пишешь краток и самую суть! Я так и поняла, что ты прежде кучу материала “перелопатила” в интернете..а нам вот сразу самые “сливки” читать достается:) Еще раз спасибо!
        Ссылку отправлю;)

        Reply
        • Раскусила… 😉
          Я про непроверенные факты не люблю писать, иногда, как почитаешь, что люди пишут и диву даешься – на кого расчитано, кто ни разу не был? Я так не могу. Зато порой собственный педантизм доводит до “белого каления” 🙂 Так, что про сливки – твоя правда

          Reply
  2. В Питере тоже есть дамба по защите города от наводнений. Насчет масштаба не берусь судить. Ее тоже закрывают только в момент опасности, но корабли, которые хотят зайти в порт в это время вынуждены болтаться в море. Один раз двое суток так плавал паром Стокгольм – Хельсинки – Петербург, 2000 пассажиров на борту имели какие-то планы и вот им не повезло. Еще на нашей дамбе часто случаются утренние аварии, когда ночью мороз, а днем солнце. А как в Голландии есть аналогичные проблемы?

    Reply
    • Надо же, не слышала о питерской дамбе. Елена, а у Вас есть где о ней почитать?
      На счет утренних аварий судить не берусь, мы там были всего пару дней, летом, но не думаю, что есть такие проблемы, ведь в Голландии обледенение дорог можно не часто увидеть, особенно в последние годы

      Reply
      • Наша дамба перегораживает Финский залив и по ней проложена часть кольцевой автодороги вокруг города, ну еще она стала сухопутным путем в Кронштадт. А про все аварии и угрозы наводнения нам сообщают по местным новостям. После строительства дамбы в городе не было наводнений, в детстве помню часто видели затопленные улицы, а главное это было опасным для метро.

        Reply
              • Наш график не совсем про путешествия, в эту субботу за грибами поедем, а в следующую день рожденье сына справлять будем, семья то большая 17 человек соберутся.

                Reply
                • За грибами! Как же я по этому действу соскучилась… Последний раз собирала грибы 8 лет назад. Хорошего “улова”! 😉

  3. Правильное решение для портового города. У нас в Питере тоже дамба стоит, ну и долгосторой был!

    Reply
    • Это решение не только для города, для целой провинции. А, строилось, тоже долго. Кстати, не знала, что в Питере есть штормовой барьер, интересно было бы взглянуть

      Reply
      • У нас строительство дамбы, Эллина, велось 32 года! Но зато теперь город надежно защищен от наводнений.

        Reply
          • Более 25 км, Эллина, и имеет высоту 8 метров, так что можно тоже считать чудом света 🙂

            Reply
            • Любовь, я прямо не выдержала, нашла в гугле ролик про питерскую дамбу. Впечатляет! Пожалуй, такая громадья может занять достойное место в списке современных чудес света.

              Reply
  4. Эллина, спасибо, очень интересно было прочитать про штормовой барьер. Буквально несколько месяцев назад мне о нем рассказывала одна англичанка, хвалила Нидерланды и говорила, что у них тоже обещали это сделать, но увы… Они периодически страдают от наводнений… Так что в общих чертах я себе представляла, но не думала, что это так высокотехнологично. Молодцы.

    Reply
    • Признаться честно, я о Плане Дельта слышала и раньше, и видела фотографии, но не особо вдавалась в подробности. А, когда готовила статью, много прочитала о нем и, прямо таки, прониклась уважением к местным инженерам.

      Reply
  5. Я как-то года 2 назад смотрела в интернете фильм о том, как голландцы строили дамбу. Фильм произвел на меня колоссальное впечатление, я была потрясена, пересмотрела несколько раз. После увиденного я прониклась глубочайшим уважением к голландцам! Жаль, не пришлось побывать на дамбе…

    Reply
    • Дамба немного в стороне от туристических троп находится, не думаю, что на нее толпами приезжают посмотреть. Алла, а как фильм назывался, не вспомните?

      Reply
  6. Сколько денег-то угрохали! Эллина, получается, это видео сделано в момент, когда ворота барьера закрыты? Иначе, почему с одной стороны вода бурлит, а с другой – спокойная гладь? Или это всегда так выглядит?

    Reply
    • Нет, Оля, как раз двери открыты и вода из моря спокойно может проходить в залив, а когда закрыты – думаю, что бурлит с другой стороны – там ведь шторм тогда

      Reply
  7. Гениальное сооружение! Можно спать спокойно за Голландию. Думаю такие планы очень нужны и не важно столько денег на это потрачено, ведь от этого зависят жизни людей!

    Reply
    • Думаю, что то наводнение, в 1953 году, было хорошим уроком для голландцев. Очень хочется верить, что эта тоненькая полосочка дамбы (как это выглядит с высоты птичьего полета), сможет сдержать натиск моря

      Reply
  8. Удивительная страна. По сути дела – это страна, сделанная руками ее жителей. И ведь не боятся жить в таких опасных для человека местах! “Безумству храбрых поем мы песню!”

    Reply
    • Так и есть, у голландцев даже поговорка такая есть: “Бог создал мир, а голландцы – Нидерланды”

      Reply
      • Да, гордятся люди своей страной. И это так классно! Своей страной люди должны гордиться и должны ее любить.

        Reply
  9. Потрясающее инженерное сооружение! Да, с высоты то птичьего полёта, выглядит не очень то надёжно, но время покажет.

    Reply
    • Думаю, волноваться не стоит. В Амстердаме дома на сваях уж сколько лет стоят и ничего. Мне кажется, голландцы все делают на совесть.

      Reply
      • Ну, так раньше строили на века, без всяких нынешних нано-технологий. Будем надеяться на совесть голландцев 😉

        Reply
  10. Голландцы, все-таки молодцы, построить такое грандиозное сооружение и при этом не навредить окружающей среде. Сразу видно, люди заботятся о будущих поколениях.

    Reply
    • Меня это тоже покорило, ведь у нас, в России как? Сначала сделают, а потом о природе думают – на сколько ей навредили, а тут как раз наоборот случилось.
      А, денег-то сколько вбухали!

      Reply
  11. Огромная работа проделана.
    Оказывается, еще важно, чтобы всякие экстремисты не захватили эти объекты и не стали шантажировать всю Европу тем, что взорвут эту стену. В наше время это стало очень актуальным, умение защитить такие стратегические объекты от фанатиков.

    Reply
    • Я вот так даже сказать не смогу, есть там какая-то охрана или нет, по крайней мере, на поверхности – никого видимого

      Reply
  12. Эллина, на таких объектах всегда есть большая и хорошо вооруженная охрана. Защита от экстремистов таких стратегических объектов задача не менее важная, чем их строительство.

    Reply
    • Если рассуждать логически, то так оно и должно быть, но видимо у голландцев есть какая-то специальная бригада охранников-невидимок, так как визуально нам их обнаружить не удалось

      Reply
  13. Там, наверное, много видео-слежения. И электронного слежения. Все идет в один центр. Чудо не только нужно построить, но и защитить его.

    Reply
  14. Все-таки впечатляют некоторые сооружения рук человеческих, смотришь и думаешь, надо же было все это придумать, создать и решить такую глобальную проблему. Действительно почти чудо, невольно просыпается гордость за весь род человеческий.

    Reply
    • А, представляешь, какая ответственность на гидроинженерах лежит,кто это чудо придумал, ведь от его надежности зависят тысячи жизней

      Reply
      • Так представляю, поэтому это и вызывает такое восхищение и уважение. Надо отлично знать свое дело, чтобы ворочать такими штуками.

        Reply
          • Да, у всех свои сложности. У нас морозы, где-то жара, в каких-то странах землетрясения и ураганы. В общем, нигде, похоже, не живется слишком спокойно )))

            Reply
              • Так вот и похоже на то, что и нет такого места – везде свои проблемы ))) Так что будем радоваться тому, что имеем! )))

                Reply
                • Ой, Лена, иногда сижу и думаю, какой смысл вообще имеют мои житейские проблемы по сравнению с теми, что есть в то же время у людей (я имею в виду войны, стихийные бедствия эпидемии…)

  15. Вот это забота о людях и стране не на словах, а на деле. Соорудить такое, как было уже сказано в статье, гениальное сооружение для защиты от наводнений и в то же время сохранить экологию в море и на суше, заслуживает уважения.

    Reply
    • Голландцы на своих ошибках учатся. У них уже был опыт опреснения моря, но на окружающей среде это неблагоприятно отразилась, второй раз на “грабли” решили не наступать. Но, проект, хоть и встал в копеечку, действительно грандиозный и продуман до мелочей

      Reply
  16. Эллина, каждый раз, когда делаю пересадки в Амстердаме даю себе установку посетить город. У меня обычно есть в распоряжении 8-10 часов между рейсами. Но все как-то не получается. Все, что я вижу – это вода-вода из окна самолета.
    И все-таки думаю, что не случайно я зашла сегодня на ваш блог – это знак. Спасибо за чудесный знак.
    Ваш сайт – замечательный .

    Reply
    • Спасибо, Татьяна! 🙂
      А, можно Вас спросить, чем же Вы занимаетесь эти 8-10 часов в аэропорту?

      Reply
      • Вы не поверите 🙂 Брожу по аэропорту, читаю. Там много интересных бутиков. Каждый раз снова и снова говорю себе – надо посетить Амстердам,. Но как только увижу очередь через таможню, поворачиваюсь и остаюсь в аэропорту.

        Reply
        • Нет, я не спорю, в Схипхоле много чего есть посмотреть, но хотя бы разочек вырваться надо. Думаю, Вам в городе бродить больше понравиться 😉

          Reply
  17. Какое грандиозное сооружение! Для небольшой страны это, действительно, значимое детище. Интересно, проверялось ли оно в действии.

    Reply
    • Грандиозное сооружение уже как 30 лет проверяется в действии, до сих пор – опыт удачный

      Reply
  18. Не соглашусь с мнением, что эта платина – Голландское чудо света. Это мировое чудо света. Уникальное сооружение!

    Reply
    • Я бы сказала – одно из мировых чудес света. Плотин и дамб великое множество во всем мире, есть и горздо более крупные, но то, что благодаря этой дамбе не была нарушена эко система района – делает ее особенной

      Reply
  19. Я сама по образованию инженер и имею некоторое представление о конструировании, но сооружение такого масштаба – просто кажется уму непостижимым, уровня космического, масштаба леонардодавинческого.

    Reply
    • Здравствуйте, коллега! 🙂
      Штормовой барьер впечатляет и продуманностью и размахом – настоящее чудо света

      Reply

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.