Ускользающая красота

In Взгляд изнутри by Эллина2 Comments

Дорогие друзья, сегодня я с удовольствием публикую статью о картине Ван Гога "Цветущий миндаль".  Искусствовед и гид музея Рейксмюзеум (Rijksmuseum) Елена Бекман специально подготовила этот материал для моего блога. В особом представлении Елена не нуждается, так как она не в первый раз делится интересным материалом с моими читателями. Информацию о Лене и ее статьи, а также анонсы экскурсий можно найти в конце страницы.

Если расставить шедевры музея Ван Гога в Амстердаме по популярности, то на первом месте будут, конечно, знаменитые “Подсолнухи”, а на втором окажется вот это необычное полотно. Мы видим изображение кроны дерева: по темно-голубому фону распростерлись ветви с бутонами и цветами. Японцам в этом сразу видится дорогая их сердцу сакура. Читаем надпись на табличке: Цветущий миндаль, 1890 год. Что же мы рассказываем гостям музея, стоя у этой картины?
Предлагаю небольшой экскурс в историю ее создания этого произведения.

painting_almond_blossom

Рождение племянника

31 января 1890 года, Теодор Ван Гог пишет брату Винсенту письмо с радостной новостью: у его жены Йоханны в тот день родился сын. Назвали его Винсент Виллем, в честь горячо любимого брата новоиспеченного отца. Винсент сразу берётся за кисть и начинает писать картину в подарок.
19 февраля Винсент ван Гог пишет в письме сестре и матери, что он начал писать картину для племянника: “большие ветви цветущего миндаля на фоне голубого неба”. Он бы хотел, чтобы её повесили в спальне молодых родителей. Брату он пока об этом не сообщает - готовит сюрприз.

Миндаль цветет и... выцветает

В это время, в феврале, в Провансе как раз начинает цвести миндаль. Миндаль зацветает одним из первых среди деревьев, почти на месяц раньше других. "Ты увидишь, с каким терпением написана эта картина, это лучшее, что я сделал”, - в этих строках Винсента сквозит гордость, - “написано спокойно и уверенными мазками."

Тщательную проработку деталей мы рассматриваем с гостями музея каждый раз. Мы специально подходим близко к холсту и разглядываем его. Узловатые ветви, цветы, бутоны. У бутончиков и лепестков можно увидеть мазки красного цвета, здесь уместно добавить “еще”... скоро нестойкий красный пигмент исчезнет. Розовые цветы неуклонно превращаются в белые, красота ускользает, хоть и не с такой скоростью, как отцветающий миндаль.

Японские мотивы

Фон в картине играет не второстепенную роль, а такую же важную, как ветви с цветами. Это произошло из-за того, что художник решил писать фон уже после изображаемого. Аккуратно обводя каждый листочек и бутончик кисточкой с темно-голубой краской, Винсент уплощает изображение в духе его любимых японцев. Фрагментарность картины, нетрадиционное для европейского глаза приближение кроны дерева - также “японский взгляд” Ван Гога. Ранее я уже писала о вдохновении, которое вселяло в Винсента искусство страны восходящего солнца. На японских ксилографиях мы видим изображения сакуры.

Utagawa Yoshitsuru, 1840 - 1849

Utagawa Yoshitsuru, 1840 - 1849, Van Gogh museum

Потеря для искусства?

Цветущие сады очаровывали художника, восхищали его, побуждали взяться за кисть. Когда он за два года до этого приехал в Арль, под яркое небо юга, где все зацветает раньше, чем в Париже и тем более раньше, чем в Голландии, он создал серию пейзажей с цветущими садами.

И вот ровно через два года он находится все еще на юге Франции, но уже совсем в другой ситуации. Наслаждаться природой теперь Винсент может во время прогулок по больничному саду в сопровождении надзирателя. Буйство садов осталось за толстыми стенами бывшего монастыря с зарешеченными окнами, а писать картины ему позволяют в периоды, когда отступают приступы душевной болезни.

Van-Gogh-Museum-Amsterdam

Работая над картиной Цветущий Миндаль, Винсент ван Гог мечтал, что напишет еще много цветущих садов. Как бы он написал их, очень интересно, ведь первая, арльская серия написана в традиционной манере, от которой художник начал отходить. Но этой второй серии садов не суждено было появиться на свет...

В конце февраля, на следующий день после окончания картины, у Винсента начинается очередной приступ, который не прекращается еще два месяца, до конца апреля 1890. Он с сожалением пишет брату: “Уже отцвели почти все деревья, мне не везёт”. Жить ему останется 3 месяца. Искусствоведы полагают, что если бы не приступ и трагическая смерть художника, за “миндалем” последовали бы другие изображения цветущих деревьев, которые бы дали пищу рассуждениям, дискуссиям, восторгам.

Символ новой жизни

Но эта картина - всё, чем нам приходится довольствоваться и мы радуемся: красота природы ускользает (на это нам указывают детали в голландских натюрмортах), а Винсент поймал ее для нас и донёс, но без коннотации “мементо мори”, как свои предшественники, а наоборот!!! Гимн новой жизни, картина-символ, картина-подарок. Биографы Найфи и Уайт-Смит пишут: “С упоением он изобразил каждый похожий на звезду цветок, каждый извилистый листик, каждый нежно-розовый бутон.

Буйство цветения выплеснулось на всю картину, заполнило ее до краев, и вырвалось за ее пределы. Это было данное в красках обещание того, что даже самая старая, ничтожная, согбенная бесплодная и больная ветвь по-прежнему может давать жизнь самым великолепным цветам во всем саду”. 29 марта Тео пишет брату, что маленький Винсент Виллем с интересом смотрит на работы дяди Винсента, “особенно на большие ветки миндаля над нашей кроватью".

van-gogh-museum-books

Хочу сердечно поблагодарить Елену за интересный рассказ о картине "Цветущий миндаль" и надеюсь на продолжение нашего сотрудничества. Информацию об авторе статьи Елене Бекман, ее материалы и анонсы экскурсии:

Интервью с Еленой Бекман
Настрой свои выходные
Цветущая сакура Ван Гога
Экскурсия в музей Ван Гога
Экскурсия в музей Маурицхаус
Экскурсия в музей Рейксмузеум

TEXT.RU - 100.00%

Комментарии

  1. Оксана

    Прекрасный рассказ, как и картины. Никогда не видела, как цветет миндаль. Очень красиво.

  2. Евгений

    Нам, к сожалению, во время нашего посещения голландской столицы не хватило времени на музей Ван Гога. А рассказ действительно, прекрасный. На мой взгляд художественные музеи обязательно нужно посещать с грамотным экскурсоводом, который любит свою работу. Ведь когда слышишь историю создания какого-либо художественного шедевра, причем, замечательно рассказанную, он воспринимается совсем по-другому.

Оставить комментарий